andrej ([info]andrej1804) wrote,
@ 2008-02-17 01:24:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Выборы

19 февраля в Армении состоятся выборы Президента. Я не гражданин Армении, но мне хочется высказать свои мысли по этому поводу.

Начнем с 2 аспектов: 1) чем отличаются позиции кандидатов, 2) какие шансы у кандидатов на победу.

Как я понимаю, никаких различий по вопросам экономики, внутренней политики, образования и т.д. между кандидатами нет. Единственное отличие, которое я смог найти, заключается в том, что Серж Саргсян считает, что районы нельзя сдавать, пока Азербайджан не согласится на референдум по статусу НКР, а Тер-Петросян видит возможность сдать районы и без договоренности по вопросу о статусе. При этом намерения обеих сторон не играют особого значения. Армянская внешняя политика традиционно определяется конкретной уже сложившейся ситуацией, а не продуманной программой. Между 9 кандидатами практически нет программных различий. Что их отличает, это находятся они во власти или нет, и если оппозиционеры - то, в какой степени критикуют власть.

Что же касается, шансов на победу. По-моему, достаточно посмотреть на рейтинги кандидатов и проанализировать потенциал применения административного ресурса, чтобы понять, что президентом, если не в первом, то во втором туре станет Серж Саргсян.

В общем, можно сделать вывод, что выборы 28 февраля вряд ли будут способствовать изменению курса страны. Через 5 лет, я уверен, если ничего не начнется война, не будет кризиса и других непредвиденных факторов, то президентом тоже станет Серж Саргсян. Что будет через 10 лет предсказать практически невозможно - ситуация уже сильно изменится.

Поэтому хотя часто говорят, что участие в выборах - это гражданский долг, на мой взгляд, по крайней мере, в случае Армении на данном этапе - это далеко не так. Нет ни реальных шансов у оппозиции, нет ни среди этих оппозиционеров тех, кто бы коренным образом отличался от действующей власти.

Но, с другой стороны, я не думаю, что народ Армении не может ни в коей мере повлиять на развитие страны. Давайте посмотрим на страны Запада. Возьмем, к примеру, преобразования во Франции во второй половине 20 века. Как и сейчас, 40 лет назад были сильны голлисты и социалисты. Кроме того, в те годы популярностью еще пользовались коммунисты. Давайте, теперь обратим внимание на произошедшие с тех пор наиболее значимые преобразования. Демократизация системы образования, усиление социальной политики, кардинальное изменения в национальной политике, децентрализация - все это "левые" преобразования. Но почему Франция двигалась преимущественно "влево", если правая элита была не менее сильной? Странно будет предположить, что левые политические элиты обладали какой-то особой тактикой и стратегией борьбы. Дело в том, что подавляющее большинство общественных движений в эти годы носили "левый" характер. Не говоря уже об  интеллектуальной элите, которая практически вся была "левой". То же самое можно увидеть на примере других стран Европы и на примере США. Т.е. системные реформы - чаще всего являются не результатом борьбы элит, а результатом общественных движений, результатом победы над умами людей.

Поэтому, на мой взгляд, если народ будет пытаться влиять на политику только во время выборов, то он никогда на политику влиять не будет.




(Post a new comment)


[info]david_sand
2008-02-17 04:29 am UTC (link)
Проблема в том, что в Армении нет понимания государственной политики в том виде в каком она существует на Западе. Т.е. вся политика в области экономики, здравоохранения, энергетики делается не нашими политиками, а консультантами Всемирного Банка или же, если речь о стратегических областях (энергетика, связь, транспорт), то российскими компаниями, которым все это принадлежит благодаря нынешним властям. Государство наше не разрабатывает и не проводит политику, а приспосабливается к действительности. Единственная сфера, которая действительно контролируется государством и где оно проводил политику это валютно–финансовая. Тут, конечно же, можно говорить о политике замораживания инфляции, которая привела к сокращению экспорта и ударила по самым перспективным отраслям производства. Тоже политика, кого–то она устраивает, а кого–то не очень.

Основные же проблемы, которые не устраивают/устраивают избирателей это проблема законности (в т.ч. рост преступности, который провластные аналитики интерпретируют как неизбежное сопутствие росту благосостояния), это проблема коррупции, которая приняла уже открытые формы (судья может вам открыто назвать цену, а судебный пристав не намекнет, а потребует взятку, да еще и с недовольством в голосе).

Вы правы, если не пытаться влиять на политику в промежутке между выборами, то выборами проблем не решить. Но, важно чтобы была еще возможность влиять на политику. В промежутке между выборами такой возможность у нас практически нет.

(Reply to this) (Thread)


[info]andrej1804
2008-02-17 11:34 am UTC (link)
>>Вы правы, если не пытаться влиять на политику в промежутке между выборами, то выборами проблем не решить.

Спасибо. Вы еще точнее выразили мысль.

>>В промежутке между выборами такой возможность у нас практически нет.

Да, таких возможностей немного. Но, мне кажется, что иного пути, как находить и создавать нет. Основные проблемы, связанные с законностью, как я понимаю, можно разложить на несколько групп: коррупция, проблема политзаключенных (Жирайр Сефилян и Вардан Малхасян), контроль государства за телевидением, фальсификация выборов, отсутствие независимости судов, соединение на местах криминала, бизнеса и власти. Разумеется, общество сразу против всего этого бороться не может. Мне кажется, надо пытаться создать хоть 1 прецедент того, когда под давлением общества беззаконие было предотвращено.
Такой случай должен быть выбран по следующим критериям:
1) очевидность самого факта беззакония (ясное дело, что общественность не может располагать всей полнотой информацией, которая свидетельствовала, что властью совершенно преступление, но, мне кажется, надо стараться найти такой случай, где это с высокой степенью очевидно)
2) найти такой случай беззакония, который реально можно исправить под давлением общественности. К примеру, требовать того, чтобы сыну мэра Гюмри дали срок адекватный его преступлению, думаю, бесполезно. Но есть и другие случаи. На опенармения был приведен факт, когда начальник требовал идти на митинг в поддержку кандидатуры Саргсяна, а починенный отказался и подал в отставку. В данном случае починенный мог заснять на камеру в телефоне требования начальника. Я не думаю, что на митинг за увольнение этого начальника придет 100 тысяч человек, как на митинг ЛТП, но не нельзя исключать, что с помощью митингов, публикаций в газетах, писем в разные инстанции, можно будет добиться увольнения. Понятно, что таких начальников немало. Но, чтобы с этим бороться, нужно найти какой-то конкретный случай.
Здесь самое главное не распыляться, а пытаться хоть раз довести дело до конца.

Мне кажется, нужно идти по этому пути. Конечно, подобная борьба, если и даст какой-то ощутимый результат, то через долгий промежуток времени. Но иначе, я думаю, и в долгосрочной перспективе положительных качественных изменений ожидать не стоит.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]david_sand
2008-02-17 11:57 am UTC (link)
Я с Вами согласен. Действительно, отдельные политически видные прецеденты (англичане называют это strategic litigation или strategic case) могут иметь определенный положительный эффект. Верно и то, что такой эффект может быть достигнут в долгосрочной перспективе. Но, к сожалению, если общество или его отдельные группы и достигали успеха в отдельных делах, то часто это была очень незначительная победа, порой временная, а еще чаще поражение. Про дело Гуляна наверное слышали. Это был тот самый редкий случай когда многие вышли на улицы независимо от политических симпатий. Дело спустили на тормозах. Случай про журналиста Шамшяна наверное тоже знаете. Тут все еще хуже обернулось – жертву сделали виновным и засудили. С Сефиляном еще сложнее, поскольку ему вместо предъявляемого изначально обвинения впаяли срок за незаконное оружие. Казалось было могло обнадёжить моих коллег дело жителей ул. Бюзанда, но адвоката запрятали в изолятор МНБ по обвинению в мошенничестве и хотя одно дело истец выиграл в стресбургском суде его адвокат провел в изоляторе шесть месяцев, а остальные дело провели через конституционный суд и не решив по сути лишили истцов возможности обращаться в страсбургский суд.

Таких примеров много. Когда борешься с властью по правилами которые придумала сама власть, то шансов выиграть практически никаких. Надо значит менять власть для того чтобы следующая (наверняка такая же как и нынешняя) знала, что в перспективе может быть и придётся ответить за содеянное. Это как болезнь, чем дольше позволяешь ей развиваться, тем больше она тебя захватывает и того глядишь уже хроническая форма.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]ahousekeeper
2008-02-18 07:00 pm UTC (link)
> С Сефиляном еще сложнее, поскольку ему вместо
> предъявляемого изначально обвинения впаяли
> срок за незаконное оружие.
Вроде бы даже не оружие, а боеприпасы к нему. 90 патронов.

> Когда борешься с властью по правилами которые
> придумала сама власть, то шансов выиграть
> практически никаких.
Согласен. Но если не ошибаюсь, последние изменения в конституции были разработаны Венецианской комиссией, разве нет?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]david_sand
2008-02-19 01:50 am UTC (link)
> Но если не ошибаюсь, последние изменения
> в конституции были разработаны Венецианской
> комиссией, разве нет?

Не совсем так. Венецианская комиссия не разрабатывает изменения, она лишь проводит экспертизу законопроектов на предмет соответствия нормам СЕ. Это очень бюрократический процесс и пока документ проходит весь путь от разработчиков до комиссии и обратно, а топом еще и дорабатывается ... получается совсем не то, что было и совсем не так как советовали.

Хоря, говоря о правилах я не только Конституцию имел в виду и не только законодательство.

(Reply to this) (Parent)


[info]kornelij
2008-02-17 10:59 am UTC (link)
ага :) ну и проблема отстуствия интеллектуальной элиты. Т.е. - она есть, но ее не видно - она не социальна

(Reply to this) (Thread)


[info]andrej1804
2008-02-17 11:49 am UTC (link)
А, с другой стороны, среди оппозиционеров есть, наверное, сколько-то порядочных и умных людей. Если бы они не занимались выборной возней, а начали какую-то реальную борьбу, то было бы уже, имхо, неплохо.

(Reply to this) (Parent)


[info]moonleight
2008-02-17 06:52 pm UTC (link)
"если народ будет пытаться влиять на политику только во время выборов, то он никогда на политику влиять не будет."
да!

(Reply to this)


[info]armblogs
2008-02-17 08:38 pm UTC (link)
Ваш пост добавлен в АрмЛенту. Его можно увидеть по адресу http://www.miacum.ru/gazeta/cat/armlenta
Если вы не желаете видеть этот свой пост в АрмЛенте, то отпишитесь, пожалуйста, здесь http://armblogs.livejournal.com/1611.html
Если по каким-то причинам вы хотели бы удалить свой ЖЖ из проекта Armblogs, отпишитесь, пожалуйста, здесь http://armblogs.livejournal.com/796.html
Спасибо за понимание!
С налучшими пожеланиями, Miacum team

(Reply to this)


Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…